Сейчас мы изучаем Теории
Дневной стороны

Изучать Описания
Иных миров
Изучать Теории
Ночной стороны

 
Модели работы мозга
 

 

- Об исторических тенденциях
- Компьютерная модель мозга
- Отфильтрованная реальность


Об исторических тенденциях
 
 

Интересно, что каждая эпоха имеет свои метафоры и аналогии того, как работает мозг, в зависимости от ступени познания, на которой находится. Если во времена Галена главными достижениями времени были водопровод и канализация, то и мозг, как полагал Гален, функционирует подобно системе каналов - его основная деятельность выполняется не веществом, а заполненными жидкостью полостями (известными в настоящее время как система мозговых желудочков, наполненных церебральной жидкостью). Более того, Гален считал, что все физические функции тела, состояние здоровья и болезни зависят от распределения четырех жидкостей организма - крови, флегмы (слизи), черной желчи и желтой желчи.
 

XVII век принес новую научную метафору - часовой механизм и оптический прибор. Новые открытия связывались с механистической моделью Вселенной, господствующей в то время - она основывалась на работах Исаака Ньютона и Рене Декарта и получила название ньютоно-картезианской механистической модели. Отсюда и возникший анализ мозга по аналогии с хорошо отлаженным механизмом. Надо сказать, что эта аналогия дала и прогрессивные плоды. Так в начале XVII века немецкий астроном Иоганн Кеплер пришел к мысли, что глаз работает как обычный оптический прибор. А некоторое время спустя английский анатом Томас Уиллис (Виллизий) открыл, что слух основан на преобразовании звука, распространяющегося в воздухе, колебания которого активизируют специальные рецепторы улитки уха.
 

Открытие электричества и газов повлекло за собой новые аналогии. Возникла теория "баллонистов", согласно которой нервы представляют собой полые трубки, по которым проходят потоки газов, возбуждающих мышцы, и теория "электрических флюидов", породившая немало мифов о том, что электричество способно оживить мертвеца.
 

В настоящее время, наверное, самая распространенная модель и научная метафора мозга - компьютер.
 

При чтении данного отрывка у меня возникло трудноуловимое ощущение, говорящее, что Роберт Пирсиг (ссылка), в сущности, прав - закона тяготения до Исаака Ньютона действительно не существовало. Причинно-следственные связи - да, но не закон. Получается, что законы природы не столько универсальны и абсолютны, сколько, по сути, являются нашими моделями, которыми мы описываем для себя окружающий мир. Это те формочки, с помощью которых мы делим свои кучки песка (ссылка), перекладывая их с места на место и любуясь на полученный результат. Взял одну формочку - из песка получилась бабочка, взял другую - паровозик... Мир как таковой бесконечен и многообразен: выбирая, какую информацию мы будем воспринимать, и модели, которыми ее обрабатывать, мы, следовательно, выбираем, какой образ мира воссоздаем в себе (см. чуть ниже по тексту Отфильтрованная реальность). Мы действительно выбираем, в каком мире мы живем, ибо нашим миром является наше представление о нем.

 


Компьютерная модель мозга
 
 

Очевидно, что для работы компьютера необходимы две составляющие - аппаратное обеспечение (процессор, монитор, клавиатура, дисководы и т.д.) и программное обеспечение (операционная система и др. программы). В нашей модели аппаратное обеспечение - это материальная форма, целесообразно организованная материя; в биологическом аспекте - это структура тела. А программное обеспечение в таком случае - условные и безусловные рефлексы, поведенческие комплексы, позволяющие реализовать биологические цели, т.е. выживание.
 

Та или иная программа может быть запущена только при наличии адекватного аппаратного обеспечения: например, членораздельная речь возможна лишь при наличии соответствующего голосового аппарата, полет - при наличии крыльев, а рассудочное мышление - при соответствующем строении мозга. Однако наш мозг, т.е. мозг человека разумного, как отмечают многие исследователи, имеет огромный потенциал и для "продвинутых" программ.
 

В 1966-1967 годах ученый-нейрофизиолог Джон Лилли написал книгу "Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера", в которой он воместил свои исследования нейрофизиологии коры головного мозга с идеями проектирования компьютеров. Первоначально Джон Лилли считал: "Все люди, достигшие взрослого состояния, являются запрограммированными биокомпьютерами. Такова человеческая природа, и этого нельзя изменить. Все мы способны программировать себя и других".
 

Некоторые из программ были унаследованы нами от наших животных предков - простейших одноклеточных, губок, кораллов, червей, рептилий и т.д. В базовых формах жизни программы (паттерны функций типа стимул-реакция) передавались через генетические коды и определялись необходимостью приспособления к изменениям среды, чтобы выжить и передать генетический код потомкам. Такие программы Лилли назвал встроенными. По мере увеличения размеров и сложности нервной системы возникали новые уровни программирования, которые уже не всегда были непосредственно связаны с целями выживания. Встроенные программы лежат в основании этих новых уровней и находятся под контролем более высокого порядка.
 

Помимо программ разной степени сложности биокомпьютер человека оснащен также и метапрограммами, которые являются набором инструкций, описания и средств контроля программ. "По-видимому, - пишет Лилли, - кора головного мозга возникла как расширение старого компьютера и стала новым компьютером, взявшим под контроль структурно более низкие уровни нервной системы, более низкие встроенные программы. Вместе с тем появилась возможность обучения, а с ней и способность быстрее адаптироваться к окружающей среде. А позже, когда кора головного мозга за несколько миллионов лет достигла критической величины, возникла новая способность - способность самообучения или способность обучаться обучению.
 

Когда вы обучаетесь обучению (запутанный термин), вам приходится создавать модели. Для этого нужно использовать символы, аналогии, метафоры и т.п., что, в свою очередь, приводит к появлению языка, мифологии, религии, философии, математики, искусства и т.д. Но это все возникает лишь при критическом размере мозга, а точнее, его коры - для осуществления метапрограммирования церебральный компьютер должен обладать достаточным числом взаимосвязанных элементов определенного качества. Метапрограммирование является операцией, в которой центральная система управляет сотнями тысяч программ, работающих параллельно и последовательно".
 

"Я" человека, по Лилли, представляет собой контролирующий центр, управляющий тысячами метапрограмм. Большинство людей имеет множество таких контролирующих центров, которые часто конфликтуют друг с другом. Поэтому одна из целей саморазвития, считал Лилли, - обнаружение таких конфликтующих "я" и подчинение их одному единственному администратору.
 

Немного ночной стороны:
Вполне логично напрашивается дальнейшая экстраполяция этой модели на весь Универсум. Если метапрограммами управляет некая контролирующая программа, а совокупность таких контролирующих программ подчиняется еще одной надпрограмме и т.д., то в конце концов все программы подчиняются единой суперпрограмме - универсальному Сверх-Я, т.е. Богу.
 
Однако несмотря на то, что такое понимание Универсума было вполне логичным в модели Лилли, ученого тяготило подобное схематическое, "формальное" видение мира. По этой причине Лилли начал искать альтернативу научному концептуальному мировоззрению. И в конечном итоге благодаря йоге Патанджали, а потом с помощью чилийского мистика Оскра Ичазо д-р Лилли пришел к выводу, что для достижения единения с Абсолютом необходимо отбросить как "программирующего", так и "программу".
 
Вот что он пишет о своем новом понимании: "Ключом к медитации было: "Кто я?", ответ: "Я не есть мое тело, я не есть мой мозг, я - не мой ум, я - не мое мнение". Позднее это было расширено до более действенной, несущей энергию медитации из пяти частей: "Я не биокомпьютер. Я не программист, я не программирование, я не программированное, я не программа". Когда медитация прогрессировала до последнего пункта, я неожиданно оказался способным разорвать связи с биокомпьютером, с программистом, с программированием, с запрограммированным, и вспять, в стороне - в стороне от ума, мозга, тела, - наблюдать, как они работают и существуют отдельно от меня".
 

Возвращаемся на дневную сторону:
Итак, зная принцип работы мозга, мы можем оказывать сознательное на него воздействие с целью просмотра информации, содержащейся в "банке данных", т.е. в памяти; становятся понятными механизмы программирования и метапрограммирования. Например, внедренные в детстве автоматические метапрограммы, осуществленное извне насильственное метапрограммирование (когда программы осознанно или нет закладываются в момент шока) во взрослом состоянии продолжают функционировать ниже уровня сознания. Такие программы из области бессознательного могут контролировать сознательно заложенные программы и принуждать к противоречащим этим сознательным программам поступкам, вызывая различные психические конфликты. С помощью ряда психотехник можно переводить бессознательные содержания в область сознания, а потом решать их дальнейшую "судьбу" (будут ли они стерты или интегрированы в общую метапрограмму).
 

О том, что компьютерная концепция мозга может служить хорошей рабочей моделью для практического применения, свидетельствуют, к примеру, успехи нового направления в психологии, именуемого нейролингвистическим программированием (НЛП).
 

 


Отфильтрованная реальность
 
 

В целом главная задача мозга - удерживать сознание на "волне" пространства-времени подобно радиоприемнику или телевизору, который настраивается на отдельную полосу частот спектра электромагнитных волн. Агрегат "мозг - органы восприятия" ("шлем ужаса"? :-)) отсеивает "лишние" волны, пропуская лишь часть гипотетической, находящейся за пределами "фильтров" энергии. Наш глаз передает в мозг менее одной триллионной доли той информации, которая достигает его поверхности. Существует также большая разница между сенсорными данными, которые попадают в наше глазное яблоко, и теми данными, которые конструируются мозгом как "реальность".
 

Известно, что анализаторы (системы, обеспечивающие восприятие) у человека не охватывают всего спектра волн, которые фиксируются приборами. У человека также отсутствуют многие рецепторы (преобразователи специфической энергии в неспецифический процесс нервного возбуждения), которые есть у представителей животного мира. Например, летучие мыши и дельфины способны к рецепции ультразвука, некоторые насекомые и пресмыкающиеся - к рецепции инфракрасного излучения, многие животные - к рецепции инфразвука, птицы и рыбы способны воспринимать магнитные силовые линии и т.д.
 

Но с другой стороны, по крайней мере до недавнего времени, в распоряжении человека было столько анализаторов, сколько было необходимо для восприятия биологически значимых сигналов.
 

Отфильтрованная органами чувств энергия подвергается в мозге обработке соответствующими биопрограммами. Все биопрограммы нормального мозга нацелены на одну единственную "космическую" цель - выживание, т.е. сохранение собственного вида, формы за счет:
1) размножения, поглощения других форм и извлечения из них биоэнергии для поддержания своей формы;
2) адаптации к условиям среды обитания, которая стимулирует все большее усложнение форм жизни.
 

Такой отфильтрованный мир и представляет то, что мы можем назвать "согласованной реальностью".
 

То, что мы в нашей обычной, будничной реальности имеем дело именно с конструкциями нашего мозга, подтверждают исследования выдающегося нейрохирурга и нейролога из Йельского университета Карла Прибрама. В ходе исследований Прибрам пришел к выводу, что информация, прежде чем достичь зрительного центра коры головного мозга, уже подвергается радикальной модификации. Поэтому мы видим не столько то, что происходит непосредственно в "данный момент" (отметим, что само существование "данного момента" в свете данных нейробиологии кажется весьма относительным), сколько ассоциированный комплекс этого "момента" с данными нашего прошлого опыта, включая наши ожидания, переживания и т.д.
 

Выдающийся физик Дэвид Бом, коллега Эйнштейна и автор классических работ по теории относительности и квантовой механике, считал, что вселенная на фундаментальном уровне является "однородной целостностью", "тем-что-есть", экзистенцией, или "свернутым порядком". Все феномены в пространстве-времени представляют собой лишь некое проявление, "разворачивание" этого "свернутого порядка". Мы же в отношении "развернутого порядка" упускаем из виду то, что имеем дело с однородной целостностью, а не с дискретными явлениями. Оттого мы и стараемся выдать узкий аспект проявленной вселенной за вселенную "как она есть на самом деле".
 

Прибрам также провел интересный эксперимент с использованием "белого шума" на телеэкране. Этот "шум", или "хаос", представлял собой всевозможные формы точек. Оказалось, что клетки мозга реагируют на поле этих точек и "накладывают" на них определенные структуры, таким образом внося порядок в хаос. "Мы все время конструируем собственную реальность из массы того, что кажется хаосом. Однако этот хаос имеет свою структуру: наши уши подобны радиоприемникам, а глаза - телеприемникам, которые выбирают соответствующие программы. Имея другие системы настройки, мы могли бы принимать другие программы". В другом месте Прибрам развивает мысль о мозге-приемнике: "Волны являются колебаниями, и все свидетельствует о том, что отдельные клетки в коре головного мозга считывают частоту волн в определенном диапазоне. Так же, как струны музыкального инструмента дают резонанс в определенном пределе частот, так резонируют и клетки головного мозга".
 

Из книги Павла Берснева "Мозг - ловушка для души"



Используются технологии uCoz